Исмаил Шабанов: Транзит власти в Азербайджане: что ждет Алиевых в 2020 году

Как сообщает корреспондент TolishMedia, член Совета при президенте России по межнациональным отношениям, председатель общественной организации «Талышская диаспора России» Исмаил Мусарзаевич Шабанов прокомментировал для ИА «Реалист» почему в Азербайджане есть скрытые военные базы стратегических противников России и Ирана.

Ниже приводится дословный текст комментария.

Когда президент Ильхам Алиев заявлял о том, что Азербайджан не идет в Европейский союз, эти слова не отражали настоящую политическую ориентацию азербайджанских властей, а неудачно скрывали настоящие цели правящей в Баку династии и могли ввести в заблуждение только обывателя. Хорошо разбирающийся в этой стране политик, прежде всего, должен услышать не то, что Алиев говорит, а то, чего он не говорит. Не стоит серьезно воспринимать некоторых ангажированных российских аналитиков, пытающихся преподнести риторику Алиева как реальную смену курса Азербайджана в пользу России. Это совершенно не так, и мы не раз оказывались правы, когда говорили об этом.

На днях президент Азербайджана заявил следующее: «В то же время прошлогодний визит президента Совета Европейского союза в Азербайджан отражает связи между Европейским союзом и Азербайджаном. Данный визит внес большой вклад в эти связи. Как вам известно, в настоящее время мы вместе с Европейским союзом работаем над новым соглашением, и надеюсь, что эта работа даст результат». В подконтрольной властям прессе вышла новость под следующим названием: «Ильхам Алиев анонсирует новое соглашение с Евросоюзом». Как видим, идет политическая раскачка из стороны в сторону. И в самом деле, критические высказывания Алиева под конец прошлого года в адрес Евросоюза и вообще Европы не выдерживали критики

Это похоже на то, как Баба Яга отказывается идти на конкурс красоты, обосновывая это не тем, как она выглядит, а тем, что правила конкурса дискриминационные и ее там засудят, а так она сама по красоте ничем никому, конечно же, не уступает. Надо понимать одну простую истину: чтобы вступить в европейский клуб, надо полностью принять их правила игры, их политическую систему и культуру. И это Западом делается для того, чтобы установить единое политическое поле в странах Евросоюза для полного идеологически-системного контроля над всеми политическими механизмами в стране и процессом сменяемости власти.

Азербайджану со своей авторитарной династией там не место, не место там и Турции с давно нарастающим диктатом Реджепа Эрдогана и культом личности турецкого лидера. Турция и Азербайджан цивилизационно никогда и не были Европой, хотя были попытки европеизации. Если Турция со своим гражданским обществом и с довольно демократичными выборами еще имеет шансы, то в Азербайджане процессы по созданию гражданского общества были пресечены в зародыше. Не было никогда Европы в Азербайджане, и страна эта никогда не была европейской, чтобы она еще и отказывалась от европеизации. Азербайджан отнесен к Европе чисто с политических соображений.

На самом деле, это азиатская страна с мусульманским населением, которая не соответствует ни европейским, ни исламским стандартам демократии и справедливости. И обвинения со стороны Алиева в том, что в Европе царит исламофобия, выглядят более чем неискренними, так как в Азербайджане именно мусульмане подвергаются жесткому прессингу и преследованиям из-за их политических взглядов и активности. Большинство политзаключенных в тюрьмах Азербайджана — верующие мусульмане. Алиев также заявлял, что он не хочет, чтобы судьба Азербайджана решалась в Брюсселе. Эти пафосные заявления не меняют того факта, что Азербайджан вовсе не независимая страна и судьба ее решается, если даже не в Брюсселе, то точно не в Баку.

Вместе с тем в последнее время активизировались российско-азербайджанские отношения. К чему это приведет? Как вообще Азербайджан будет строить отношения с мировыми и региональными державами, находясь перед стратегическим выбором? Мы, конечно же, не против хороших отношений России с какими-либо государствами, если это приносит пользу нашей стране и усиливает ее в регионе. Что касается российско-азербайджанских отношений, то по тому, как это пытались показать азербайджанские СМИ и азербайджанские лоббисты в российских СМИ, никаких проблем якобы нет. Но мы не оцениваем политическую обстановку исходя из отношений на личном уровне между чиновниками.

Мы говорим о том, к чему ведет такая ситуация, когда Баку тянет время, подыгрывая стратегическим противникам Российского государства в Кавказском регионе. Чиновники меняются, а Россия остается. Поэтому мы говорим о государственных, стратегических интересах России. Если судить о личных отношениях между государственными чиновниками России и Азербайджана, то можно сказать, что в политическом плане в большей степени этим пользуются власти в Баку и их кураторы из Турции и Запада. А если речь идет о том, что ожидает Россию и каковы настоящие отношения между государствами, то это другой вопрос, который мы широко осветили в нашей аналитической статье «Иллюзия реальности, или как Россия теряет Азербайджан».

Мы пытаемся донести до кругов, отвечающих за стратегическую безопасность России, реальную ситуацию в Азербайджане. То, что тут в России пытаются протолкнуть ангажированные проалиевские политологи, ничего общего с действительностью не имеет. Кто-то из них даже заявил, что Азербайджан — чуть ли не стратегический союзник России. Если это так, то почему российские военные базы стоят в Армении, а не в Азербайджане? Почему в Азербайджане есть скрытые военные базы стратегических противников России и Ирана?

Турецкие военные давно уже прописались в Азербайджане. Ежегодные военные учения проводятся с членом НАТО Турцией, а не с членами ОДКБ. Азербайджанская армия даже военную форму скопировала с турецкой военной формы. Турецкое влияние при поддержке властей в Азербайджане установилось повсеместно, в школах, в ВУЗах, в СМИ, в правоохранительных органах, в спецслужбах и вооруженных силах. НАТО уже давно объявило Азербайджан стратегическим партнером. Американский эксперт по безопасности, бывший сотрудник специальной службы безопасности в Азербайджане Гордон Дафф заявил недавно, что в Азербайджане уже размещены самолеты ВВС Израиля для атаки на Иран.

Во время своего выступления по иранскому телеканалу бывший представитель иранского радиотелевидения в Азербайджане, эксперт по кавказскому региону Бурхан Хекмати заявил, «что закупленные Азербайджаном в Израиле вооружения на $6 млрд не предназначены для карабахской войны»; «Израиль не разрешает применять это вооружение в боестолкновениях против армян в той мере, в какой это хотелось бы Азербайджану и как это было освещено в СМИ во время «четырехдневной войны» в апреле 2016 года». Он также отметил, что «Израиль уже имеет на территории Азербайджана ряд баз БПЛА, которые используются против Ирана».

А Иран — союзник России, и любое ухудшение ситуации в Иране или смена режима отрицательно скажутся на позициях России не только на Кавказе и Ближнем Востоке, но и в Средней Азии. За последние четверть века на международной арене мы видели пока только одну решительную и убедительную победу России, и достигнута она была в Сирии. То есть там, где мы были вместе с Ираном.

Победа в Сирии дала возможность России вернуться на международную политическую повестку как сверхдержаве. Все хорошо понимают, что без Ирана эта победа была бы невозможной. Это так и никуда от этих реалий не деться, несмотря на то, что некие элементы в российских СМИ пытаются это скрыть, замолчать или не выпячивать и даже лживо принижать роль иранских военных в Сирии и их умение воевать. И после всего этого кто-то, проявляя крайнюю неблагодарность и циничность, называет Иран всего лишь ситуативным союзником России, что на руку западным игрокам.

Россия и Иран являются естественными союзниками и этот союз жизненно важен для обеих держав. Те, кто пытаются подложить мину под эти отношения, на самом деле готовят почву для удара по России на указанных направлениях. Любые действия против Ирана, где-то косвенно, а где-то и прямо бьют по интересам России. И любые действия против России точно также бьют по интересам Ирана.

Поэтому глупые заявления о стратегическом союзничестве между Россией и Азербайджаном могут делать только те люди, которые либо не понимают, что такое стратегический союзник, или же имеют другие интересы. В отличие от горе-экспертов, мы эту страну знаем изнутри, всю ее до мелочей, и наши источники более надежные. Мы легко узнаем тех, кто говорит правду, а кто по каким-то причинам распространяет дезинформацию. Поэтому наши прогнозы почти всегда подтверждаются. В таком случае возникает вопрос. Чего в ближайшем будущем Россия может ожидать от Баку?

Баку будет всячески стараться не дразнить Москву, а наоборот — продолжать усыплять бдительность России, какими-то проектами среднего уровня. Открытие ряда совместных предприятий в Азербайджане во время визита министра экономики России в Баку относятся, на наш взгляд, относится именно к таким делам. Им нужно выиграть время и поэтому мы будем слышать от них только заявления о дружбе и стратегическом партнерстве. Баку не будет раздражать Москву, а наоборот будет делать все, чтобы оттягивать время для основного протурецкого проекта – единения Азербайджана и Турции в едином конфедеративном или союзном пространстве. Поэтому уже в Турции в центральных СМИ уже запустили фразу: «Одно государство – две нации», а не так как говорил Гейдар Алиев: «Одна нация – два государства». Хотя второе является всего лишь переходным подготовительным этапом для первого по их стратегическому плану.

Азербайджан давно вошел в лоно турецко-израильской политики и создание на территории Нахичевани Тюркского совета, куда входит Турция, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Венгрия были естественным продолжением политики, запущенной со времени приобретения страной независимости. Турция, которая часто в истории была бьющей рукой той же Великобритании, сегодня продолжает свое дело

Не стоит обращать особого внимания на некоторые демонстрируемые противоречия Турции с партнерами по НАТО. Министр национальной обороны Турции Хулуси Акар совсем недавно сделал ясное заявление. По словам турецкого министра, «инициативы Анкары по защите своих прав и интересов в НАТО не должны восприниматься в качестве негативной реакции на альянс». Как заявил Акар, «южная граница Турции является также южным флангом НАТО. Поэтому Турция, защищая свою южную границу, в то же время обеспечивает безопасность стран НАТО и Европы. Турция требует лишь обеспечения своих интересов в НАТО. Наши требования не радикальные, а вполне приемлемые, и Анкара не намерена от них отказываться».

Турция и весь западный альянс собирается выйти в Каспийское море через Азербайджан. Возможно, это будет после единения Турции и Азербайджана в союзном государстве. Поэтому проекты по пантюркистской идеологической работе над населением Азербайджана, ассимиляция автохтонных народов страны и, в первую очередь, полуторамиллионного ираноязычного талышского народа как главной и самой опасной помехи, стали необходимостью. Эти действия против талышей на самом деле являются действиями против России и Ирана. Все это делается согласованно с западными игроками. По согласованию с ними же в Азербайджане идет процесс подготовки возможной передачи власти от президента Ильхама Алиева к его супруге, вице-президенту Мехрибан Алиевой.

Как в таком случае мы должны расценивать политику Алиева на этом фоне? Насколько серьезна его недавняя антизападная риторика и что ему нужно от Москвы? Алиевы пришли к власти на определенных условиях, на условиях же и уйдут. Они пришли как менеджеры, чтобы управлять страной на поставленных им условиях и довести вышеописанный проект до конца. Азербайджан превращен из советской республики с развитым образованием, наукой, культурой, сельским хозяйством и индустрией в ресурсный придаток Запада, что подтверждает и статистика, представленная агентству «Интерфакс-Азербайджан» Государственным таможенным комитетом (ГТК).

При этом по данным ГТК, положительное сальдо Азербайджана во внешней торговле в январе-ноябре сего года сократилось на 22,4%. В структуре же экспорта основной объем пришелся на нефть (76,52%), нефтепродукты (2,2%), природный газ (11,36%), электроэнергию (0,42%), плодоовощную продукцию (2,96%), чай (0,05%), масла растительного и животного происхождения (0,09%), сахар (0,14%), алкогольную и безалкогольную продукцию (0,12%), химическую продукцию (0,52%), пластмассы и изделия из них (0,92%), хлопок (0,59%), хлопковое волокно (0,15%), черные металлы и изделия из них (0,3%), алюминий и изделия из него (0,64%), прочее (3,02%).

То есть порядка 90% экспорта, как видим, это энергоресурсы и только 3,5% экспорта это плодоовощная продукция и хлопок. Мы помним, как в азербайджанские СМИ широко освещали установки Алиева о том, что нефти скоро конец, поэтому надо переходить на развитие сельского хозяйства, повышение экспорта сельскохозяйственной продукции, развитие хлопководства и вообще ненефтяной сферы в экономике страны. Вот и итог, за столько времени ничего не сделали.

Это говорит о том, что власть Алиевых напрямую зависит от уровня добычи нефти и цен на нефть и газ, и ничего менять не собираются и не имеют вообще возможности для таких реформ в экономике. А добыча нефти с каждым годом неуклонно падает. Экспорт газа не восполнит эти потери. Исходя из этого, Алиев будет всячески страховать себя, свою семью, задабривая Россию до установленного ему времени, пока идет нефть. Они очень дорожат хорошим отношением российского руководства к себе, так как именно из России чувствуют большую опасность для своего проекта.

Опасаться есть чего, учитывая то, что азербайджанские власти, координируя свои действия с Турцией и Западом, делают вид, что хотят сближения с Москвой. Но они этого не смогут сделать, даже если захотят. Если они пойдут на сближение с Россией, то не просидят долго. Их политика в отношении России достаточно проста: усиление проалиевского лобби в Москве, постоянная дезинформация российских властей, согласованная с Западом игра против России. И все это представляется азербайджанскому народу так, как будто политическая жизнь в стране и все, что происходит — под контролем России. А закупками вооружений и средними экономическими проектами они откупаются от давления для претворения в жизнь своих планов.

Ясно как день, что они на крючке Запада, их основные капиталы там. Никуда они не денутся. В противном случае Запад их долго терпеть не будет, благо их есть кем заменить. Над альтернативными силами в Азербайджане они работали годами и тратили на это средства, готовили кадры. Запад никогда не действует ситуативно, они сами готовят ситуацию и контролируют ее, постоянно обновляя свои сценарии с учетом реалий. Цель Запада — не только урвать от Азербайджана как можно больше ресурсов и средств для своих элит или проектов, но также прибрать к рукам весь регион окончательно и выбить оттуда Россию.

Они никогда не делают ставку только лишь на правящие режимы или авторитетных личностей, они ставят и на оппозиционные силы, поддерживая их жизнь, защищая их лидеров до поры до времени, пока режим играет в их игру. А если ситуация выходит из-под контроля, они начинают давить с помощью оппозиции и усиливают финансирование их деятельности. Все другие оппозиционные силы, которые попытаются действовать не под контролем Запада, будут раздавлены или вообще уничтожены авторитарным режимом, при молчаливом согласии Запада, что и произошло с мусульманской оппозицией в Азербайджане.

Кстати, это не означает, что они включат Азербайджан в Евросоюз. Азербайджан им там не нужен. Строить Австрию из Азербайджана они не собираются. Им нужен всего лишь политический и экономический контроль над страной. И все заявления Алиева за или против сближения с Европейским союзом ничего не значат. Все это словесные игры, на основе которых в российской и иранской прессе создается антизападный образ Алиева. На самом деле власти в Баку тянут время для другого проекта, поддерживаемого западными игроками. Когда мы говорим Запад, мы имеем в виду западные центры, их политические и финансовые элиты, военные блоки, их политические проекты. Возможная передача власти от президента к его супруге является частью турецко-израильско-западного проекта.

Состоится эта передача власти или нет, покажет время. Во всяком случае, это внушается населению страны, как будто готовится почва для этого. Парламент распущен и наспех идет подготовка к новым парламентским назначениям депутатов. Выборами это назвать сложно, если только назовем этот театр абсурда выборами депутатов со стороны одной семьи или правящего клана. Естественно, Алиеву нужно было одобрение Москвы, и он этого добился. Но вопрос согласовывался не только с Москвой. Под видом реформ, кадровых перестановок, у власти снова остается в основном все та же нахичеванская группировка, разбавленная азербайджанцами-выходцами из Армении. А это, как всем известно, все те же флагманы пантюркизма, на самом деле ориентированные на Турцию, Израиль и Запад люди.

Пантюркизм, как государственная идеология, останется и протурецкая ориентация страны не изменится. России же сейчас там не на кого ставить и не с кем работать, так как заблаговременно для этого не создавалась соответствующая почва, не готовились альтернативные силы. Запад, Израиль и Турция в этом плане опередили Россию, полностью контролируя и оппозицию. И все это делается согласованно с властями. Это общий контроль оппозиционного поля, чтобы не впустить туда такие страны, как Россия и Иран. Они тем самым вынуждают Москву работать с тем, что есть и портят ее имидж на международной арене и в самом Азербайджане. Страны Запада, Израиль и Турция никогда не подвергаются особой критике в азербайджанских СМИ со стороны азербайджанской оппозиции, они во всем обвиняют Россию. И это только один из базисов, на котором строится антироссийская пропаганда в народных массах Азербайджана. России надо пересмотреть ситуацию и срочным образом менять политику в этом направлении, чего требуют интересы нашего государства.

Comments

Be the first to comment on this article

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Go to TOP