Главный путь социальной эволюции

Наверное, многие в азербайджанском обществе не знают, что два года назад, 21 декабря 2018 года, в Великий День Джилы, госсекретарь США Майк Помпео поздравил иранский народ, назвав Низами Гянджави иранским поэтом, процитировав стих из его произведения.

Но, почему в отличие от Азербайджана, весь мир считает Низами Гянджави представителем персидской литературы? Ответ на этот вопрос очень прост: писатель считается фигурой, принадлежащей к литературе того языка, на котором он был написан. Это элементарное, но логичное правило принято всеми народами цивилизованного мира. Турецкое и азербайджанское общество, страдающее от турецкого фашизма, неохотно принимает это простое правило. Справедливости ради следует отметить, что в первые месяцы независимости Азербайджана некоторые писатели, опираясь на плюрализм мнений, предлагали начать историю азербайджанской литературы с Мохаммеда Физули, и азербайджанство Низами справедливо было придумано на основе предложения Сталина. Однако это предложение, которое тогда обсуждалось в журнале «Наука и жизнь», было сверху подавлено и не было выражено в республике. С тех пор стало ясно, что избранный Азербайджанской Республикой путь независимости не будет путем цивилизованного развития, и идеология азербайджанства (по сути, пантюркизма), заложенная еще во времена СССР, будет продолжаться более жестко и беспардонно. Вот что случилось. Год за годом свободомыслие в общественной жизни страны ограничивалось жесткой фашистской идеологией и в конечном итоге было заменено диктаторским режимом Ильхама Алиева.

Но почему бакинский режим игнорирует ценности, принятые цивилизованным миром, и смотрит на проблемы не через призму общечеловеческих ценностей, а, как сказал Алиев, в рамках «своих стандартов»? Потому что с первых дней независимости, как мы упоминали выше, эта страна не была ориентирована на построение свободомыслящего общества. По указанию какой-то закулисной силы он якобы избрал модель развития братской Турции, а на самом деле турецко-фашистскую идеологию в качестве своего основного пути развития. Известно, что, как и любая идеология национализма, турецкий фашизм должен способствовать верховенству турецкой нации. В таком случае, как он может допустить, что, например, за 500-летнюю историю Османской империи более 3000 поэтов, которые жили и работали на ее территории, писали на персидском языке. Официальным языком империи был персидский, и на этом языке велась государственная переписка. В провинциях Аран, Ширван и Талыш, которые были частью Ирана и присоединены к России в начале 19 века, а затем переименованы в Азербайджан, преподавание и научная переписка велась на персидском языке. Если пропагандистская машина Азербайджана, основанная на лжи и сплетнях, признает это, то как она может утверждать, что азербайджанский народ сформировался в XII веке? Если Азербайджан отложит в сторону ложную чушь, нанесенную исторической науке, и напишет историческую правду, то он должен подтвердить, что так называемый азербайджанский народ до конца средневековья состоял из из разных племен, таких как Таракама, Баяндур, Текели, Грек, Шамлу, Айрум, Падар, Шахсеван и так далее. Даже сегодня так называемая «азербайджанская» нация состоит из талышей, татов, курдов, лезгин, аварцев и удинов, которые добавились к нынешним поколениям этих племен. Создание нового национального хора под названием «Турок» путем наливания их всех в котел и кипячения — актуальная задача, поставленная перед азербайджанским государством его хозяевами за кадром. Эту задачу выполняет и авторитарный режим, установленный Ильхамом Алиевым. Чтобы не допустить национального пробуждения нетюркских народов страны, повсюду вывешивают трехцветный флаг с тюркизмом, и даже в столице любят поднимать самый высокий флагшток в мире. Как характерная черта фашистского режима, идеология фюреризма прививается молодому поколению, и хотя это еще не единственный символ, правительство продвигает Гейдара Алиева, а оппозиция продвигает Абульфаза Алиева. Правительство установило тысячи статуй и бюстов Гейдара, провозгласило «великим лидером» (читай — фюрер), повесило его портрет, создало музей во всех районных центрах, организовало уголок его имени в школах и даже арестовало его в некоторых мечетях.

Но, несмотря на все это, люди, особенно нетурецкие этнические группы, не принимают идеологию национализма, навязанную им режимом Алиева. Режим прекрасно понимает, что если сделать небольшой поворот в сторону свободы мысли и демократии в государственном управлении, фальшивая пирамида, созданная династией Алиевых, вскоре рухнет, как картонный дом, общество вернется на путь цивилизованного развития, Низами Гянджави и многие другие поэты и истинное происхождение писателей станет известно.

Есть только один шедевр человеческого развития, научного прогресса и социальной эволюции. Исторический опыт показал, что как бы нация ни отвергала эту магистраль и не пыталась избрать отдельный путь, она постоянно подвергается «иронии истории» и вынуждена к ней возвращаться. Крах диктаторского режима, навязанного нашим народам алиевским племенем, и возвращение Азербайджана на путь цивилизованного развития также является императивом. Это произойдет на день раньше, на день позже. Наши народы обретут независимость, если Бог даст.

Салахаддин Айюби

Go to TOP