Реалии и становление Азербайджана (Часть 2)

На большей части Азербайджана удержал власть Особый Закавказский комитет Временного правительства, позже белый Заказказский сейм с центром в Тифлисе. В индустриальной Бакинской губернии власть взяли нефтяные ханы через Исполнительный комитет общественных организаций, а после октября — сами рабочие. Так возникла Бакинская коммуна, которую возглавил армянин-большевик Степан Шаумян. В основном Совнарком представляли меньшевики всех бакинских народов и дашнаки, а оппозицией оставался Мусават, потенциально имевший множество рычагов от блокировки железных дорог до призвания с гор Дикой дивизии. С 1918 года, когда османская армия сквозь рассыпавшийся русский фронт вторглась в Закавказье, Баксовет начал вооружаться. и 70% его боевиков составляли армян. К лету 1918 года Бакинская коммуна контролировала две губернии (Бакинскую и Дагестанскую), обеспечивала себя продовольствием и начала обрастать полноценными органами государственной власти.

Но турки подходили всё ближе, в мае закрепившись в Елизаветполе, по такому случаю вновь ставшим Гянджей. Здесь была сформирована Кавказская исламская армия, двинувшаяся дальше на восток. Местные беки перед её приходом опустошали армянские селения — больше с целью грабежа, который спишется войной. Бакинская коммуна зашаталась после первых же поражений, когда меньшевики и дашнаки решили звать на помощь англичан. Их поддержал Центральный комитет Каспийской военной флотилии, чьими силами 26 бакинских комиссаров с Шаумяном во главе были арестованы и убиты в туркменских песках. Диктатура Центрокаспия призвала из Персии части британской индийской армии генерал-майора Леонеля Дестервиля… Но защитить город от турок 1000 англичан не смогли, и потеряв 180 человек убитыми, отступили вместе с куда более многочисленными частями Центрокаспия. Смена власти обернулось местью за Мартовские события, и новая резня была ещё страшнее — в сентябре 1918 года в Баку турками, азербайджанцами и курдами было убито от 9 до 30 тысяч армян.

Де-юре Баку тогда взяла не издыхавшая Османская империя, а, на её штыках, Азербайджанская демократическая республика, 28 мая 1918 года провозглашённая в Гяндже. В Закавказье пришло время республик, тут же передравшихся между собой. Армения претендовала на Карабах, Азербайджан — на Зангезур (горный юг Армении) и восточный берег Севана. Две АДР вели между собой классическую прокси-войну без прямых столкновений регулярных армий, но с восстаниями и их подавлением, особенно жестоким в Карабахе, а в стороне осталась ещё и Аракская республика в Нахичеван. Однако реальная судьба Закавказья с 1919 года решалась не в боях, а на переговорах московских большевиков с турецкими кемалистами — две постреволюционные державы договорились провести границу по Ахуряну и Араксу, а Нагорный Карабах и Нахичеван оставить Азербайджану как автономии. Весной 1920 года Красная Армия за пару недель заняла Азербайджан, а к 1923 году были подавлены последние мятежи Мусавата.

После всех этих бурь Азербайджан удивительно быстро затих, в отличие от Армении или Грузии не демонстрируя в СССР никаких признаков нелояльности. Просто потому, что республика возникла раньше нации, и даже азербайджанцами себя этот народ назвал впервые в 1905 году в Иране, в 1918 в АДР, а в Закавказской СФР был просто тюрками до её раздела в 1936 году.

Не миновала Страну Огней и Великая Отечественная, и герои её, как Ази Асланов или Гафур Мамедов, не забыты. Как и загадочный Ахмедие Джебраилов, из плена попавший во французское Сопротивление, друживший с Шарлем де Голлем… но почему-то не известный во Франции даже архивам и в советских источниках не идентичный, как былинный герой в разных версиях устной легенды. Но был и собранный из пленных Азербайджанский легион вермахта в несколько десятков тысяч бойцов. К фомированию его пытались привлечь Расулзаде, однко цену, — независимость Азербайджана, — немцы сочли слишком большой, и обратились к более сговорчивму Або Фаталибейли. К чести нынешнего Азербайджана, из коллаборационистов тут героев не лепят. Главный вклад Азербайджана в Победу делался в тылу — ведь Баку обеспечивал Красную Армию горючим, и именно к нему рвались немцы через Сталинград. По Азербайджану проходил и второй по значению канал ленд-лиза сквозь Иран. Ныне память о войне азербайджанцы сдержанно чтут, а Россию упрекают скорее в недооценке их роли.

Go to TOP