Письмо Вассан-Гирея Джабагиева 1942 года (Часть 1)

Примечание редактора: «Письма из-за границы» представляют неформальную серию статей, посвященных проблемам Кавказа и написанных кавказцем, знакомым с ситуацией в этом регионе. Каждая статья является законченной. Ниже представлена первая статья.

Кавказ и его народы — Вассан-Гирей Джабаги — Стамбул, середина марта 1942 г.

Из недавно опубликованной в немецкой прессе статьи следовало, что на Кавказе говорят на 99 различных языках. Согласно Страбону на Кавказе говорят только на 70 языках, между тем как Плиний указывал до 300 языков. Немецкий ученый, Р. фон Эрккерт («Языки кавказского племени», Вена, 1895 г.), считал, что исследовал 40 кавказских языков. Кроме того, неоднократно утверждалось, что только в Дагестане, восточной части Северного Кавказа на Каспийском море, говорят на 30 языках и диалектах. Однако, эти данные преувеличены и неправдоподобны. Они действительно преувеличены, поскольку ни в коей мере не соответствуют реальному положению вещей. Лучший знаток кавказских языков, доктор Адольф Дирр, говорит по этому поводу следующее: «Что касается сказочного разнообразия кавказских идиом, то оно, разнообразие, баснословно преувеличено. 50 диалектов, о которых пишет, например, Эрккерт в своей книге, объясняются гораздо меньшим количеством основных диалектов, и для того, кто как следует разобрался в одном из этих основных диалектов, изучение других представит не больше трудностей, чем, например, может представлять для иностранца переход с немецкого языка на шведский».

Следует обратить внимание на одно обстоятельство: среди дагестанских диалектов, которые, в общем, рассматриваются иностранными исследователями как самостоятельные языки, находятся такие идиомы, которые употребляются всего лишь несколькими сотнями человек. На других диалектах говорят племена, которые насчитывают менее 2000 или 3000 человек. Все эти малочисленные народности живут среди других более крупных племен, которые [стр. 2] родственны им, и очевидно, что, в сущности, среди них преобладают лишь несколько, так сказать, «международных» основных языков. Так, во всем Дагестанском регионе только два основных языка – аварский и кумыкский. К западу от Дагестана проживают чеченцы, самый многочисленный народ Северного Кавказа, насчитывающий около 800 000 человек, осетины, карачаевцы и так называемые адыгейцы (кабардинцы и черкесы). Все эти народности говорят на единых языках. Таким образом, мы приходим к следующему результату: хотя речь идет о Северном Кавказе, который, собственно, считается «горой языков», в этом предкавказском регионе пользуются, в общем и целом, пятью основными языками: чеченским, аварским, кумыкским, адыгейским и осетинским. Итак, по сравнению с маленькой Швейцарией, языковая проблема Северного Кавказа никоим образом не является такой запутанной, какой её ошибочно представляют.

И как же сосуществуют все эти народности? Не зря Р. фон Эрккерт озаглавил свою книгу: «Языки кавказского племени». Действительно, народности Северного Кавказа относятся к одному единственному роду, пракавказскому или индогерманскому. Только кумыки и родственные им более мелкие народности, например, ногайцы и карачаевцы, имеют тюрко-татарское происхождение. Все северокавказские горные народы, среди них также и кумыки, имеют схожие нравы и обычаи и носят также похожую одежду. Содержание их народных песен также почти не отличается. Наоборот, у всех них общий героический эпос, «Нарты».

Go to TOP