Пантюркизм в Азербайджане поддерживаемый Западом (Часть 2)

Протурецкая истерия началась после развала СССР и с приходом к власти Народного фронта Азербайджана, который поначалу лоббировал кандидатуру самого Гейдара Алиева и им управлялся. Но это уже другая тема. То, что армяне за свою историю претерпели большие потрясения, — это всемирно признанный факт. Армян подвергали истреблениям, их изгоняли с большей части своих исторических территорий, потом на эти территории заселялись тюркоязычные племена, которые основывали селения и осваивали армянские земли. Так там появлялись тюркские топонимы и забывались прежние армянские. Даже некоторые названия городов на тюркском несли в себе армянское наследие. Например, топоним «Каракильсе» переводится с тюркского как «черная церковь». Тюрки-огузы, появившиеся массово в регионе с XI века, не строили церкви и не были христианами, церкви эти из черного камня были построены еще задолго до их появления. И поэтому топонимы с такими названиями на территории Армении появились уже после появления тюрок-огузов в регионе, которые называли город на свой лад из-за того, что там была церковь из черного камня. И массовые переселения, и изгнания армян были не только в начале XX века. Из истории достоверно известно, что Сельджукское (огузско-туркменская династия) завоевание Армении вызвало крупномасштабную эмиграцию. В этот период многие армяне из северных областей Армении переселились в Тифлис (Тбилиси). При грузинском царе Давиде IV Строителе (1089—1125) большое количество армян переселились в Тбилиси из бывшей армянской столицы Ани и его области. При царице Тамаре (1184—1213) армяне уже играли в этом городе большую роль. Во второй половине XIII века об армянах в Тбилиси сообщал Марко Поло. В XIV столетии в результате захвата Армении турками тысячи армян вынужденно эмигрировали на север, в Грузию, образуя значительный массив в Тбилиси и окрестных территориях. В эту эпоху создается древний пласт армянского населения среди грузин.

«Почти невероятно, но вместе с тем достоверно, что в 1803 году в Тифлисе считалось до 2700 домов, из которых более 2500 принадлежало армянам. Таким образом, столица составляла тогда вполне собственность армянскую», — подчеркивает «Путеводитель и собеседник в путешествии по Кавказу М. Владыкина» (Москва, 1885). Кавказский календарь на 1849 год, изданный от канцелярии наместника Кавказского» (Тифлис, 1848), сообщает: «Число же жителей Тифлиса, вошедших в камеральное описание, простирается до 27 000 душ: казенного ведомства — армян 16 890, грузин 4185, католиков 440, татар 440 (т. е. современных азербайджанцевэ — З. И.), греков 70; церковных крестьян — армян 1120, грузин 530; помещичьих крестьян — армян 1570, грузин 750, католиков 10, татар 10. Жители Тифлиса занимаются по преимуществу торговлею и ремеслами. Здешние ремесла производятся большею частью армянами — из 1 926 ремесленников, по сведениям 1845 г., армян считалось 1448».

Приводя эти примеры, мы вовсе не утверждаем, что Тбилиси — это древнеармянская земля, и армянские лидеры подобного не заявляют. Подобными делами занимается пока только глава Азербайджанской Республики. Мы просто показываем примеры, того по какой причине армяне покидали свои очаги и способствовали развитию городов в других странах, например в том же Иране и в той же Османской империи.

Еще в эпоху правления Сефевидов в Иране, в XVI веке, шах Аббас I начал великое переселение армян из нынешней Армении вглубь Ирана. А на их места заселялись тюркские и даже местами курдские кочевые племена. Количество армян, переселённых из Восточной Армении в Иран, оценивается примерно в 250−300 тыс. человек —по разным источникам. Это переселение носило и экономический характер, так как армяне были хорошими строителями, ремесленниками, мастерами, торговцами и могли бы развивать города и экономику Ирана. Иранский шах не хотел, чтобы армяне как двигатель экономики попали в руки турок-осман. Ведь и они переселяли армян в подконтрольные им города для их развития. Кочевники не вели тогда городской образ жизни. Кроме того, и сами армяне вынуждены были переселяться в Иран из той же Османской империи, уходя от войн и грабежей кочевых племен. Эти процессы шли годами. Поэтому и возвращение армян в родные, когда-то оставленные ими края воспринимается ими как восстановление исторической справедливости, даже если это делается через применение военной силы, которую когда-то применяли против них. Ведь право победителя в таком случае по справедливости относится и к ним. Если Ильхам Алиев в своих выступлениях ссылается на силу, то это право дано и армянской стороне.

Исторические факты искажать нельзя, но президент Азербайджана этим как раз и занимается, повторяя давно заезженную и неудачную пластинку и «о памятнике в честь 150-летия переселения армян в Нагорный Карабах». В вышеупомянутом выступлении в Тертере он говорит, что азербайджанский народ хорошо знает, что в 1978 году в бывшей Нагорно-Карабахской автономной области был воздвигнут памятник в честь 150-летия переселения армян в этот регион. То есть армяне, по его словам, попали туда в 1828 году, а когда началась война, армяне уничтожили этот памятник. Во-первых, этот памятник был установлен в селе Марага, во-вторых это памятник был установлен не в честь переселения армян в Нагорный Карабах, а в честь основания села Марага вернувшимися из Ирана армянами. И был памятник уничтожен во время войны азербайджанскими солдатами после взятия села. В Нагорном Карабахе есть еще подобные памятники в 2−3 селах.

Но, допустим, армянам этот памятник мешал — как доказательство того, что они в Нагорный Карабах были переселены 150 лет назад. А почему он не был уничтожен ранее под разными предлогами? Ведь в Баку обвиняют армян, в первую очередь, в подделке исторических артефактов еще с советских времен. Тогда, по такой логике, армяне легко могли бы уничтожить этот памятник еще до войны! Но ведь этого не было сделано, так как памятник относится к основанию села, а не к переселению армян в Нагорный Карабах. Кроме того, возникает еще один вопрос. Почему такой исторически значимый памятник был установлен в каком-то селе, а не в Степанакерте? Ответ прост: он связан с историей одного села.

Go to TOP