Иран и Азербайджан: конфликт и война: причинаы и Карабах (Часть 3)

Провокационные действия: Иран посчитал провокационным учения Баку и Анкары, идущие в Нахичевани и Каспийском море, куда также «вторгся» Пакистан. В Тегеране говорили, что использование упомянутой акватории для подобных мероприятий – это прямое нарушение конвенции о его правовом статусе, поскольку страны, не выходящие к Каспийскому морю, по договору не имеют права присутствовать там в военных целях, как оно и произошло.

После происходивших учений Иран поступил следующим образом:

стянул границы, перенаправив дополнительные военные силы в те территории;

усилил мониторинг северо-западных пределов страны при помощи БПЛА;

привел в состояние повышенной готовности средства ПВО.

«Системы противовоздушной обороны западного и северо-западного Ирана приведены в полную боевую готовность!» — новостной ресурс AJ News Club.

Однако важно добавить, что в это время заместитель министра иностранных дел Ирана посетил Баку с целью обозначить интерес к развитию сотрудничества: он говорил конкретно о трехстороннем взаимодействии, подтягивая к содружеству и Турцию.

Ответные маневры: Исламская Республика приняла решение о демонстрации силы: в приграничных районах были организованы масштабные учения иранских войск, в ходе которых там появилось внушительное количество сил КСИР – Корпуса стражей исламской революции.

Очевидцы говорят, что в ночь на 30 сентября крупная колонна, оснащенная военной техникой, среди которой был замечен новый ракетный комплекс средней дальности «Хорад-3» стягивала территорию на границе.

Острую реакцию Азербайджана на такую ситуацию не пришлось долго ждать. Президент негодовал, почему в такое время учения были организованы непосредственно на их границе.

Пресс-секретарь иранского МИДа был удивлен, почему подобное негодование имеет место в условиях мирных отношений между странами, и затронул в своем заявлении другую проблему – сотрудничество Израиля и Азербайджана.

Израильский след: Азербайджан и Израиль находятся в стабильных взаимоотношениях долгое время:

Более всего это касается их сотрудничества в военно-промышленных вопросах. Войска Баку оснащены израильскими БПЛА, ПТРК, ракетами и другим, что не раз демонстрировали в период карабахского конфликта;

также стоит отметить, что в Азербайджане активно работают различные израильские фирмы, а сам Израиль является масштабным покупателем нефти у упомянутого государства.

Очевидцы также сообщили, что на азербайджанской территории были замечены израильские подразделения радиоэлектронной разведки, что вызвало беспокойство со стороны Исламской Республики, поскольку именно Израиль является их ключевым региональным соперником. По этой причине в Тегеране и не обрадовались происходящему, ведь это свидетельствовало об укрепившихся возможностях в наблюдении за Ираном.

Армения и Иран: В это же время противники Баку дают высокую оценку действиям Тегерана. На фоне распространения конфликта в Ереване прозвучали слова одобрительного характера, адресованные Исламской Республике.

Более того, в столице Армении состоялась встреча армянского вице-премьера Сурен Папикяна и иранского посла, где первый выразил благодарность представителю Исламской Республике за «дельную позицию» в регионе.

Таким образом, на фоне обострения конфликта с одним значимым государством Закавказья, отношения с другой страной становятся более крепкими, чем раньше. Подобное развитие событий отразится на развитии двустороннего взаимодействия.

Благодаря одобрительной реакции Армении на действия Исламской Республики в рамках конфликта Иран получает неоценимый шанс укрепить свои позиции в соседней стране.

Дальнейшие действия: В сентябре 2021 года в одном из городов США прошла Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций (ООН), где главы внешнеполитических ведомств враждующих государств – Исламской Республики и Азербайджана – встретились и смогли обозначить свои интересы, касательно мирного разрешения напряжения. Однако успешными результаты совещания назвать не представляется возможным.

Несмотря на это, конфликтующие страны не прибегают к резким и крайне враждебным действиям в рамках конфликта на официальном уровне. Более того, взаимоотношения лидеров этих стран являются вполне себе доброжелательными, что, вероятно, положительно скажется на исходе конфликта.

Одно понятно точно: Иран не готов легко закрыть глаза на укрепившиеся позиции Турции в Закавказье.

Евгения

Go to TOP