О напряжённости в отношениях Ирана и Азербайджана (Часть 2)

Концепция «Великого Ирана»: Чего опасаются в Иране?

Открытие Зангезурского коридора обеспечит прямой наземный маршрут для Турции на Кавказ, что позволит турецкому руководству усилить свое присутствие в регионе.

Иранские власти опасаются распространения идеи пантюркизма в северо-западной части Ирана, где исторически проживают этнические азербайджанцы и турки.

На фоне непрекращающихся протестов в Иране и разжигания межэтнической розни вопрос искоренения сепаратизма получил первостепенное значение для правительства Ирана.

Некоторые азербайджанские СМИ даже начали информкампанию в поддержку демонстрантов, называя их выступления «желанием вернуться в состав Азербайджана».

Кроме того, открытие Зангезурского коридора позволит азербайджанскому правительству получить контроль над распределением водных ресурсов в бассейне реки Аракс.

Сейчас истоки Аракса контролируются Турцией и Арменией, а Иран с Азербайджаном являются странами нижнего течения реки. Создание пути на юге Сюникской области Армении поставит иранское руководство в зависимость от ещё одной тюркской страны.

Учитывая возможность возникновения засухи в регионе из-за изменений климата и строящихся турецкими властями плотин на севере Ирака и в восточной части Турции, проблема водоснабжения является серьезной угрозой в перспективе для Ирана.

Насколько серьезны намерения Ирана? Угрозы и давление на администрацию Ильхама Алиева путем «игры мускулами» — дело совершенно обычное для Ирана. Однако нынешняя напряжённость в регионе в корне отличается от предыдущих ситуаций. Громкие слова иранских властей уже никого не пугали. Создание нового транспортного маршрута стало реальным. Непрекращающиеся беспорядки, преимущественно в северо-западной части Ирана, продемонстрировали пробелы в системе организации власти и создали предпосылки к полноценной попытке свержения действующего строя.

В Тегеране это поняли и осознали, что обычными заявлениями и угрозами добиться своих целей уже не получится.

Отработка форсирования реки Аракс КСИРовцами прямо под носом у азербайджанских пограничников, а также открытие иранского консульства в Капане — это первые действительно серьезные шаги, подтверждающие намерения Ирана твердо защищать свои интересы.

Сам КСИР согласно доктрине используется для действий за пределами страны. А уже ставшие регулярными тренировки подразделений Армии Ирана у границ Турции и Иракского Курдистана — это сигнал готовности к использованию своего потенциала.

Концепция «Великий Иран»: Попытки азербайджанских инфоборов разжечь межэтнический конфликт в Иране не остались незамеченными для иранского руководства. Представители власти Ирана начали разыгрывать аналогичную карту уже на азербайджанской территории.

Сейчас в иранских СМИ и Telegram-каналах активно продвигается информация о желании жителей Нахичеванской автономной республики и исторического региона Талышстан на юго-востоке Азербайджана войти в состав Ирана.

С 22 октября было создано более десятка Telegram-каналов, освещающих события в Нахычевани, городах Масаллы и Джалильабад и других населенных пунктах азербайджанских районов.

По данным иранских СМИ, ежедневно многие жители в Азербайджане выходят на митинги и протесты, призывая провести референдум и вернуться в состав Ирана. Силовые структуры задержали 38 человек в Нахичевани и свыше 200 этнических талышей.

Текущая эскалация совершенно отличается от предыдущих. Действия Ирана четко демонстрируют твердость в своих намерениях. Проводимые учения и разгоняемый тезис возвращения некоторых территорий Азербайджана — это призыв к учёту иранских интересов в геополитических играх на Кавказе.

Происходящее сейчас — это ответная реакция на действия Турции и Азербайджана у своих границ. Однако значение Зангезурского коридора крайне высоко не только для стран региона, но и других политических игроков, которые продолжат его реализацию.

Go to TOP