Азербайджан: оборотная сторона победной медали (Часть 1)

После победы в Карабахской войне 2020 года из каждого утюга в Азербайджане льются бравурные новости о победах и достижениях. И в самом деле, прикаспийская страна выглядит как уникальная история успеха на постсоветском пространстве. Баку разрешил в свою пользу многолетний территориальный конфликт и установил выгодные для него отношения с Россией, и западным миром. А впереди еще и безграничные, казалось бы, перспективы высоких доходов на европейском энергорынке, испытывающем крайний дефицит после ухода России с запада на восток.

Успехи во внешнеэкономической деятельности Азербайджана подкрепляют оптимистические настроения в стране. Добыча и экспорт газа растут, строятся планы строительства новых веток газопроводов TAP и TANAP, которые связывают каспийские месторождения углеводородов с Южной Европой. Несмотря на публичную полемику и бутафорские, по большей части не влияющие на реальную политику скандалы, лидеры Евросоюза называют Баку «надёжным поставщиком газа», который вносит «значительный вклад в обеспечение безопасности снабжения Европы».

Однако на фоне внешнеполитических успехов и побед остаются в тени довольно тревожные факты реальной ситуации в Азербайджане. Так, Баку до последнего времени держал закрытыми сухопутные границы, оправдывая это пандемией коронавируса. Проехать наземным транспортом из республики нельзя было ни в Россию, ни в Грузию, ни в Иран. Единственное исключение – небольшая сухопутная граница Турции с входящей в состав Азербайджана Нахичеванской автономией, отделённой от основной территорией страны Сюникской областью Армении.

«В 2022 году закрытые сухопутные границы можно было списать на нежелание принимать российских релокантов и бегущих от мобилизации – в противном случае в сентябре в Баку могла оказаться заметная часть мужского населения Дагестана. Но к лету 2023 года разумных объяснений остаётся все меньше. Наиболее правдоподобное из них – это нежелание открывать границу с Ираном, с которым у Баку всё более напряжённые отношения. Чтобы не делать это явно, легче просто продлевать срок действия “особого карантинного режима”, затрагивающего всех соседей. Не исключено также, что азербайджанское руководство не хотело бы возвращения в страну небогатых представителей диаспоры из России – тех, кто мог бы поехать всей семьей на машине. Их желание найти убежище на родине может обернуться разочарованием: работы по найму немного, бизнес-среда маленькая, токсичная и поделена между местными кланами, связанными с властью», – пишет журналист Кирилл Кривошеев.

Go to TOP