Защита прав человека в Азербайджане: стойкое определение перед лицом репрессий

Как сообщает корреспондент TolishMedia, Недавно в Гааге состоялась ланч-дискуссия с двумя известными азербайджанскими юристами и правозащитниками Расулом Джафаровым и Гюнаем Исмайловой. Дискуссия предоставила ценную возможность услышать точку зрения местного правозащитника о текущей политической обстановке в Азербайджане и о том, что можно сделать для улучшения ситуации.

Азербайджан — это страна, в которой глобальная парадигма прав человека и пространство для гражданского общества в целом находятся под угрозой. По словам исполнительного директора Нидерландского Хельсинкского комитета Пепайна Герритса, это «одна из самых сложных в мире условий для работы в качестве правозащитника». Продолжающиеся попытки правительства ограничить независимое гражданское общество и права человека были продемонстрированы в октябре 2019 года, когда полиция насильственно сорвала два отдельных мирных протеста в Баку, когда демонстрантов избили, посадили в автобусы и задержали.

В своем вступительном слове Герритс отметил, что, несмотря на репрессивный климат в Азербайджане, Джафаров и Исмайлова «остаются твердыми в своей решимости повлиять на позитивные изменения в своей стране». Они оба остаются таковыми, несмотря на серьезные личные последствия в результате их работы в сфере защиты прав человека.

В 2014 году Джафаров был арестован в рамках широкомасштабного правительственного преследования независимого гражданского общества. Перед лицом сфабрикованных обвинений Джафаров был приговорен к шести с половиной годам лишения свободы. Независимый наблюдатель назвал его судебное разбирательство чрезвычайно проблематичным, включая запугивание свидетелей и игнорирование показаний. Джафаров отбыл полтора года этого приговора, но был освобожден в 2016 году, когда усилилось международное и внутреннее давление на правительство.

Исмайлова также столкнулась с запугиванием и репрессиями за свою работу в качестве адвоката, активиста и заместителя председателя Института свободы и безопасности репортера (IRFS). В августе 2014 года в рамках той же правительственной кампании, в ходе которой Расул Джафаров был заключен в тюрьму, в отношении Исмаиловой был введен общий запрет на поездки, что является прямым нарушением международного права.

Обращаясь к аудитории активистов гражданского общества, юристов и представителей государства, Расул Джафаров открыл дискуссию, отметив, что возможности «говорить и делиться» о правозащитной работе в Азербайджане — это то, что он и Гюнай считают чрезвычайно ценными — «вместе мы можем обсудить, а также решить некоторые из этих проблем».

Заключение правозащитников и активистов гражданского общества — не единственное оружие в правительственном арсенале. Правительство и полиция регулярно применяют насилие и запугивание, чтобы разогнать мирные протесты. Проще говоря, «если протест является антиправительственным, они сделают все возможное, чтобы остановить его».

Гюнай Исмайлова затронула вопрос прав женщин в Азербайджане. Хотя в теории нет никаких запретов на участие женщин в политике, Исмайлова отмечает, что «вы можете посчитать количество женщин в (азербайджанском) парламенте по пальцам одной руки». Отсутствие участия женщин в политике отражает более широкое гендерное неравенство в стране. Исмайлова выделила в качестве основных проблемных вопросов насилие в семье и ранние браки. По сообщениям, только в этом году двадцать женщин погибли в результате домашнего насилия и насилия, хотя реальные цифры могут быть выше. В таких ситуациях женщинам не предоставляется «никакой защиты от правительства».

Ситуация с правозащитниками и активистами гражданского общества в Азербайджане серьезная. Однако и Джафаров, и Исмайлова считают, что правительство «начинает осознавать, что они допустили ошибку» в столь агрессивном подавлением независимого гражданского общества и прав человека. Из-за геополитического, фискального и внутреннего давления существует осознание того, что «их нынешняя позиция неустойчива». Джафаров считает, что освобождение правительством 52 политических заключенных в марте 2019 года отражает это. Исмайлова повторила позицию Джафарова, добавив, что правительство «не освободило их, потому что они этого хотели. Они выпустили их, потому что они должны были.

Comments

Be the first to comment on this article

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Go to TOP