Удины и Азербайджан (Часть 2)

Позднее, под влиянием сначала арабов, а потом тюрок, большинство алванцев приняло ислам и ассимилировалось, приняв таким образом участие в этногенезе современных азербайджанцев. Из тех же кто сохранил верность христианству, многие арменизировались. Этому способствовало то, что со времён утраты Арменией своей независимости ААЦ стала чисто этноконфессиональным сообществом. Соответственно письменным и богослужебным языком Алванского каталикосата был армянский язык (алванская письменность, изобретённая св. Месропом Маштоцем благополучно забылась).

И только очень небольшая группа алванцев умудрилась одновременно и сохранить верность Христу и не раствориться в армянах. Это и были удины. Надо отметить, что с XI века, в период относительного политического могущества Грузии, среди удин начинается активный прозелитизм со стороны Грузинской православной церкви, и какая-то часть удин в средние века всё же стала халкидонитами.

Последний удар по их относительной религиозной самобытности был нанесён после уничтожения властями царской России (понижения до статуса митрополии при Александре I и упразднение в правление Александра I) Алванского Каталикосата, в юрисдикции которого находились удины. Почему относительной? Да потому, что сам этот католикосат был к тому времени давным-давно армянским по богослужебному языку (албанская письменность была благополучна забыта ещё в раннее средневековье) и национальной принадлежности паствы и даже центром своим имел монастырь Гандзасар в армянском Арцахе (Хаченское княжество). Но тем не менее…

В настоящее время из-за армяно-азербайджанской войны, по понятным причинам, все церковно-религиозные связи удин с Армянской Апостольской Церковью оказались прерванными. Но исламизации они не подверглись. Во-первых, потому, что современный Азербайджан — светское государство, а большинству азербайджанцев чужд исламский фанатизм (в отличие от фанатизма националистического), а во-вторых азербайджанские власти и обслуживающие её интересы идеологи и пропагандисты носятся с идеей «воссоздания Церкви Кавказской Албании», что позволит, как им кажется, ещё более убедительно обосновать свои притязания на Карабах, который был центром упразднённого в XIX веке Алванского католикосата. И ничего страшного, что удины разговаривают на языке нахско-дагестанской языковой группы (близок к языку лезгин), а не на языке закавказских турок-огузов, проживающих на территории нынешнего Азербайджана и бывшей Кавказской Албании со времён динозавров и Лемурии.

В отличие от удинов, жителей Варташена (нынешнего Огуза), в большинстве своём вместе с армянами, переживших погромы и изгнание, жителям села Нидж, Габалинского района, властями Азербайджана было милостиво позволено жить в этнографическом заповеднике и даже восстановили для них сельскую церковь (попутно уничтожив там все надписи на стенах на грабаре), хотя в том же несчастном Варташене-Огузе албанские церкви лежат в руинах и (или) служат загонами для скота.

 

Go to TOP