Жизнь и смерть Фахраддина Абосзода (Часть 9)

Несмотря на то, что в 2011 г. ему уже предоставляли временное убежище, российские власти отказали талышскому ученому как в предоставлении временного убежища, так и статуса беженца, на получение которых он подавал заявления в заключении. 28 февраля 2019 г. в Люберецком городском суде должны были состояться заседания по двум делам Ф. Абосзода: по делу об отказе на предоставление ему временного убежища на территории РФ и по делу об отказе на предоставление ему статуса беженца.

Однако 27 февраля он «пропал» из СИЗО-6 г. Коломны, в котором содержался. С требованием расследования исчезновения Ф. Абосзода выступила Amnesty International. Кроме того, позднее правозащитная организация написала об этом деле в Комитет министров Совета Европы. Как выяснилось впоследствии из заявления Ф. Абосзода в Апелляционный суд г. Баку, 27 февраля в СИЗО прибыли 5−6 неизвестных лиц и под видом того, что его везут в Суд Московской области отвезли в Люберецкое отделение Генеральной прокуратуры РФ. Там талышскому ученому были представлены документы об отказе в его экстрадиции в Азербайджан и освобождении. Но вместо освобождения сопровождавшие его молодые люди вопреки воле Ф. Абосзода отвезли его в Люберецкий городской суд, где было проведено судебное заседание о якобы нарушении им миграционного режима РФ: 26 февраля 2019 г. завершился срок его вида на жительство, но находясь под арестом, он не мог его продлить. Судья отказалась приглашать даже одного из его 4-х адвокатов и провела заседание без его защитников.

Несмотря на то, что он должен был добровольно покинуть страну в течение 5 дней, его насильно привезли в аэропорт Шереметьево в тот же день и посадили на рейс в Баку. В бакинском аэропорту он был арестован и переведен в СИЗО Государственной службы безопасности. 29 апреля 2019 г. Московский областной суд признал незаконность депортации Ф. Абосзода из России. Пока он находился в заключении в России, сотрудником ТНА И. Абиловым была подготовлена к изданию «Грамматика талышского языка» Ф. Абосзода и А. Садыхзода на талышском языке (ред. Джамал Лалазоа).

В течение первых 38 дней ареста в Баку Ф. Абосзода не предоставляли судебное решение, на основе которого он был арестован. 10 апреля 2019 г. он подал апелляцию на решение Сабаильского суда, но она была отклонена бакинским судом. Длительное время он был лишен в Баку возможности привлечь адвоката по своему выбору и обращения в ЕСПЧ. За два неполных года заключения в Азербайджане у него сменилось 4 адвоката, что наталкивает на мысль о давлении на них. Процесс над Ф. Абосзода в Бакинском суде по тяжким преступлениям начался 21 ноября. Председателем суда был назначен бывший следователь по особо важным делам Министерства национальной безопасности Азербайджана Фаиг Ганиев. К обвинениям против Ф. Абосзода добавили статью о государственной измене, как ранее в делах Новрузали и Гилала Мамедовых, — только на этот раз талышский ученый был обвинен в шпионаже в пользу не Ирана, а Армении. При этом ни Новрузали Мамедов, ни Гилал Мамедов, ни Фахраддин Абосзода никогда не имели допуска к государственной тайне, а последний более 10 лет до ареста проживал за границей. Суд продолжался по февраль 2020 г. и вынес решение в достаточно спешном режиме.

Из 13 заседаний суда (включая предварительное и оглашение решения) лишь 5 были открыты для общественности. Единственный свидетель обвинения отверг приписываемые ему досудебные показания. В суде также не были рассмотрены так называемые секретные материалы Службы государственной безопасности Азербайджана, но они были безапелляционно приняты судом, что противоречит азербайджанскому законодательству. Судья всячески избегал даже произнесения на заседаниях топонима Талыш, но при этом обвинил Ф. Абосзода в именовании Карабаха «Арцахом». Между тем, это название встречается даже в азербайджанских школьных учебниках по истории. Государственный обвинитель на заседании суда 6 февраля 2020 г. потребовал для подсудимого 17 лет лишения свободы. А 14 февраля судебная коллегия приговорила Ф. Абосзода к 16 годам лишения свободы. Он не признал вину ни по одному из пунктов обвинения.

25 февраля адвокат Г. Ибрагимов направил апелляционную жалобу. Однако впоследствии он забрал свою жалобу (Ф. Абосзода свою не отзывал) и отошел от дела (как и двое предыдущих бакинских защитников). 22 мая Суд Бинагадинского района г. Баку в отсутствие Ф. Абосзода провел заседание и принял решение ужесточить условия его заключения: он был переведен из колонии строго режима № 11 (г. Баку) в закрытую Гобустанскую тюрьму близ столицы. В заключении Ф. Абосзода был не раз лишен встреч с близкими, а также несколько раз содержался инкоммуникадо.

Игбал Абилов

Go to TOP