Тимур Айтберов: Дискриминация закавказских аварцев и аварского языка в Азербайджане возмущает народы Дагестана (Часть 4)

Расскажите об истории вопроса. Нашим читателям будет полезно о ней узнать…

Тимур Айтберов: Аварское население, проживающее на территории нынешнего Азербайджана, уже при шахиншахах из династии Сефевидов, которые были талышами курдского корня, составляло особые группы, связанные с Западным Дагестаном. Главная из них базировалась в крепости Голода, которая стояла над современным г. Закаталы.  Это была каста воинов, которая на рубеже XVII-XVIII веков отвоевала у грузинского царства территорию  площадью в 4 тысячи кв. километров.

Данное государственное образование, имевшее свои законы и свой архив (они, кстати, сохранились и публикуются) сумело создать сильную армию, воевавшую с разными военно-политическими силами, в том числе с турками-османами. Аварцы действовали в качестве ведущей силы при захвате мусульманами в 1721 году г. Тбилиси. А в 1728 году Османская империя решением стамбульского дивана, за подписью султана Ахмета II, признала независимость закатальских аварцев от любого политического образования, существующего в Закавказье, будь то Тбилиси, Баку или Гянджа. Закавказские аварцы находились на правах, аналогичных Крымскому ханству. Были очень точно определены границы аварского национального государства, по поводу чего имеется особый документ. То есть государственность аварцев Закавказья была признана Османской империей в то время, когда она еще побеждала европейцев.

Не буду долго пересказывать историю. Скажу лишь, что в XIX веке во время русско-персидских войн между аварским закавказским  государством и Российской империей происходили войны. По итогам первой войны армия, которую возглавлял генерал Василий Гуляков, потерпела поражение. Причем сам Гуляков был убит в бою. А такие известные личности Х1Х века, как Михаил Воронцов, будущий фельдмаршал, и Александр Бенкендорф, будущий всесильный глава III отделения Императорской канцелярии, спаслись под трупами – в крови и испражнениях убитых солдат.  Через 24 года, уже во время второй русско-персидской войны, победитель Ирана фельдмаршал Иван Паскевич отправил против белокано-закатальских аварцев часть своих войск во главе с генералом Степаном Стрекаловым. Эти войска сумели, в конце концов, установить власть России в Белокано-Закаталах и аннексировать аварское государство Закавказья, но они понесли такие потери, что данный вопрос разбирал сам император Николай I.

К началу XX века аварские земли в составе Российской империи составляли особую единицу — так называемый Закатальский округ. Языком этого округа был аварский язык. Землевладельцы — крупные и мелкие — были по большей части аварцами. А безземельный трудящийся класс состоял из азербайджанцев и грузин-мусульман. Поскольку аварский язык имел там прежде статус государственного языка, на русских картах, которые издавались имперским командованием, владение площадью в 4 тыс. кв. км обозначалась как территория лезгинских (дагестанских) языков.

Во время Первой мировой войны, когда после развала Российской империи Османская армия начала продвигаться в сторону Баку, который находился тогда в руках у Степана Шаумяна, младотурецкое командование пошло тут на хитрый ход — собрало маленькую сходку, которую обозначили как «Национальный совет». Состоял он из 2 азербайджанцев и 1 аварца, бывшего депутата Государственной думы. Азербайджанцы или, как их тогда называли, закавказские татары, были из социально низких слоев. Итак, этот орган и провозгласил вхождение Закатальского округа в Азербайджанскую Республику, которая в то время даже не владела Баку…

Разведгруппа, присланная в 1920 году Кемаль-пашой (Ататюрком), написала в своем отчете, что этот маневр удался тюркистам потому лишь, что на Северном Кавказе шли бои против Антона Деникина. Но, как показано в донесении турецкой разведки, налицо было большое недовольство названной акцией.

Еще один интересный момент: в планах британского командования, которые были составлены перед Мудросским перемирием, отмечалось, что лезгинские районы Азербайджана, так называемый Кубинский уезд, должен  войти в состав свободной демократической России. А аварские земли, то есть Закатальский округ, должен был стать буферным государством между Грузией, Азербайджаном и Россией.

Деникин, как и все командование российской «белой» армии, категорически не соглашался с тем, чтобы азербайджанское мусаватистское государство (АДР) господствовало на территориях лезгин и аварцев. На такой же военно-политической позиции стояло, кстати,  и казачество Дона, Кубани и Терека. Так вот, генералитет вооруженных сил Юга России во главе с Деникиным считал, что Кубинский уезд и Закатальский округ должны входить в состав России и готовы были решить  проблему вооруженным путем, но им помешали победы  армий Льва Троцкого.  Это известный факт.

Но произошло тогда еще  вот что: когда XI Красная армия оккупировала Азербайджан, Кемаль-паша обратился с письмом к Владимиру Ленину, использую, видимо, влияние на него Парвуса, бывшего агента Османской империи, и Троцкого: с просьбой сохранить Азербайджан в его нынешних «границах». Получается, что в 1918 году младотурецкий генералитет в лице Нури-паши и Халила-паши провел решения «Национального совета», а потом, опираясь на них, Кемаль-паша попросил от большевиков легализации решения данного органа. Кстати, своим согласием включить аварские земли в состав Азербайджана Ленин обидел грузин, которые уверенно претендовали за эти земли.

Сейчас нас обижает следующее: хотя аварцы с грузинами разной веры и часто воевали друг с другом, в Грузии аварский язык всегда преподавался и преподается сейчас. Да, чувство некоторой ущемленности у некоторых лиц аварской национальности было, но язык аварский никогда не был в Грузии под запретом. А в Азербайджане, после того, как там укрепился Багиров, аварский язык был подвергнут запрету. Азербайджан — единственная республика в СССР, где аварский язык был официально запрещен в школах и в общественной жизни.

Go to TOP