Тимур Айтберов: Дискриминация закавказских аварцев и аварского языка в Азербайджане возмущает народы Дагестана (Часть 5)

А как обстоят дела с положением азербайджанского языка в Дагестане?

Тимур Айтберов: Тут необходим небольшой экскурс в прошлое. Дело в том, что после 1906 года Генштаб Российской империи запланировал превратить Дагестан в мощную плотину против пантюркизма, а в рамках данной политики серьезно усилить роль лезгинского языка в Южном Дагестане – ввести его повсеместно в общественную жизнь и обязать изучать лезгинский во всех, без исключения, школах, в том числе в тюркских и татских селах. В ответ, после Октябрьской революции, турецкая разведка, действуя через своих людей, в том числе и через еврейскую среду (Эрлихи и Маркусы, которые имели выход на Кирова), создала в советском Дагестане тюркофильский правящий класс. В его составе были прямые агенты турецкой военной разведки (к примеру, преподаватель русского языка в Эрзерумской  армейской разведшколе), замеченные еще царской контрразведкой, и было много выходцев с территории современного Азербайджана, которых рассадили в карательной системе. Они-то и протолкнули решение об объявлении азери-тюркского языка родным языком всех дагестанцев и, соответственно, о всеобщем обучении на данном языке. Даже русских заставляли изучать азери-тюркский язык. Моя мать, например, училась на нем около года. Но тут уже Москва встала на дыбы.

Рассказывать о проделках «тюркологов» на  территории Дагестана можно долго. Но главное, это то, что в Дагестане азербайджанский язык всегда преподавался – для тюрков, татов и для тех горцев, которые расселялись в их селах. После развала СССР в Дагестане были предоставлены еще больше возможностей для развития азербайджанской культуры и сохранения азери-тюркской индентичности.

Мы же знаем, что азербайджанцы — фактически несколько разных этносов. Названы должны быть, в первую очередь, кызылбаши, живущие в Дербенте и вокруг, а также тюркоязычное население, представляющее собой смесь табасаранцев и азербайджанцев. До революции аристократия в таких селах говорила по-табасарански, а рабочий класс по-азербайджански. Там в советские годы была везде азербайджанская школа. Ни одного азербайджанца на территории Дагестана в другую национальность не записали. Кстати, только в Махачкале есть иранские азербайджанцы (хашаринцы), которые под угрозой высылки в Иран, имея жен и матерей из числа кумыков (местного тюркоязычного населения), записались кумыками. Остальные записывались как азербайджанцы, хотя часть из них – курды.

Что думаете насчет реституции? Ведь аварцы и другие дагестанские народы были крупными собственниками земли в царский период…

Тимур Айтберов: Аварцы имели свое национальное государство, хотя оно потом и было подавлено Российской империей. Аварцы вошли в состав Азербайджана с тысячами гектаров самой плодородной земли, со своими реками, горными пастбищами, с берегом Алазании, где рыба хорошая. Жившие там в мелких деревушках азербайджанцы и грузины были исторически крепостным сословием, а землевладельцами были этнические дагестанцы — аварцы, даргинцы, цахуры и тд. А наши азербайджанцы, кроме дербентских кызылбашей, не в обиду будет сказано, являлись безземельным классом.

В начале XX века существовали списки податей, которые изучались российской администрацией. Там указано, что в селах беками были табасаранцы и  даргинцы…, а закавказские татары несли 20-30 повинностей. Даже очень унизительные – личного характера – были на них повинности.

Сейчас, когда запахло реституцией, в Азербайджане появились авантюристы, охотники получить недвижимую собственность в Дагестане. Один из них подписывается Асафхан Кубалы. Объявляет себя потомком дербентских ханов, делая это для того, чтобы требовать городские земли. Я с ним поговорил. Он ничего не знает. Кстати, дербентские ханы были этническими дагестанцами — даргинцами из сел. Урцмуци, где стоят надгробия их предков, живших 600 – 500 лет тому назад. Названных ханов потомки живут в Унцукульском районе РД, то есть среди аварцев.

 

Go to TOP