Грузинский ученый «уничтожил» своего азербайджанского коллегу и его претензии (Часть 4)

Европейские и российские ученые и путешественники XIX в. в один голос отмечают, что ингилойцы – грузины, насильственно обращённые в ислам, но сохранившие родной, грузинский язык (а «многие женщины совершенно не знают иного языка») (J. F. Gamba, Voyage dans la Russie méridionale (Paris, 1826) 108-109; А. Фон-Плотто, Природа и люди Закатальскаго округа, ССКГ, IV (Тифлис, 1870) 19-20; И. Линевич, Бывшее Елисуйское султанство. ССКГ, VII (Тифлис, 1873) 2). Азербайджанские ученые обвиняют российских авторов в преднамеренном искажении фактов, нацеленного на оправдание захватнической политики России под лозунгом защиты грузинского населения, а европейцев и вовсе игнорируют. Волнуют их и местные, лезгинские предания, согласно которым «давно, очень давно было то время, когда подгорная поляна нынешнего Елисуйского наибства населена была грузинами» (А. Фон-Плотто, 9). Не следует настораживаться и искать в рассказе Гаджи-Баба-эфенди, известного в округе знанием старины, какой-то «подлог»; и елисуйцы и джарцы прекрасно знали, что среди них проживают грузины, часть которых даже открыто исповедовала христианство. Так, 9-ая статья «повинностей вольных обществ Джара» от 1803 г. гласила: «По просьбе нашей главнокомандующий благоволил дать нам обещание Али-Абадския Грузинские деревни, с давнего времени в общества наши включенные, оставить в управлении нашем на прежних правах и обычаях; а мы со своей стороны обязываемся в свободном отправлении христианской веры не чинить им никакого препятствия, равно как и по нашему закону объявляется нам полная свобода выполнять по прежнему обряд нашего богослужения беспрепятственно» (АКАК, II (Тифлис, 1868) 686-687).

Совершенно прав акад. Махмудов в том, что ученые «должны глубже изучить эти страницы истории, архивные материалы, первоисточники». А источники сообщают следующее:

Английский коммерсант Джефри Дакет, лицо совершенно непристрастное, ок. 1570 года делает следующую запись: «На три дня пути от Ареша лежит страна, называемая Грузинами (Groisine); ее жители – христиане и думается, именно те, которых также именуем георгианами (Georgians)… Главный город той страны Зегам» (EVT, Vol. ii, (New York, 1856) p. 432). Загем – это совр. селище Бахтало в 8 км. западнее Алиабада. Согласно этому сведению, территория будущего Закатальского округа входила в состав царства Кахетии, а ее население составляли грузины-христиане. В материалах московского посольства конца XVI – начала XVII вв. в Кахетии однозначно сказано, что Загем – «Грузинская земля», которую захватить желают и «Турские люди» и «Кумыцкие люди»; «хотят у нас (кахетинцев – Г. Ч.) наше лучшее место Загем взять, чем мы живем, и в том месте хотят город поставить», колонизировать Загеми и его окрестности – «Кумыцкие люди … живут близко их земли у Загеми; а иные пришли в Загем з женами и з детьми» (С. Белокуров, Сношения России с Кавказом. Вып. 1 (Москва, 1889), 404, 465, 476, 481).

Сведению московских послов полностью соответствует информация персидских и турецких авторов XVI-XVII вв. Согласно их описаниям, «город Загем в вилайете Грузии», он «престольный город Грузии/грузин»; цари Кахетии – владетели/цари «вилайетов Гурджистана и Загема», «Загеми/Загеми и Греми», а также «нескольких провинции Грузии, самые знаменитые среди грузинских царей» (Абубекр бин Абдулла, Гавазатнаме. Изд. М. Илуридзе (Тбилиси, 2006) 37, 85; Сведения Искандера Мунши о Грузии. Изд. В. Путуридзе (Тбилиси, 1969) 17, 57; Сведения Ибрахима Печеви о Грузии и Кавказе. Изд. С. Джикия (Тбилиси, 1964) 42, 73; Мустафа Найма, Сведения о Грузии и Кавказе. Изд. Н. Шенгелия (Тбилиси, 1979) 157, 161).

Население Загеми – грузинское. Как сообщает Искандер Мунши, во время одного из походов шаха Аббаса I-го персидское войско, расположившись на левом берегу р. Каник (Алазани), в течение 20 дней «истребляло неверных»; кахетинское войско («Загемские християне, славившие как народ достойный») потерпело поражение и «газий разрушили их жилья и следу не оставили от населения в Загеми. То же произошло по всей Кахети». Совсем изнурившись «часть племени энисельцев (т.е. грузинское население Элису – Г.Ч.) и группа грузин, проживающих в Загеми и тех окрестностях, числом 2000 семьей … согласились переселиться … в Мазендеран» (Искандер Мунши, с. 106-107, 109).

Как светская, так и церковная власть распространялась восточнее Загеми. В 1640 годах Кахетинское царство посетили русские послы князь Мышецкий и дьяк Ключарёв. В материалах посольства отмечено: «Того же дни пошли от рубежа Теймураза царя землею и ночевали Теймураза царя под деревнею под Тасманом (совр. село Тасмалы на левом берегу р. Алазани, Кахский р-н, Азербайджан). А в той деревне дворов з 10, живут в лесу. Да в той же деревне стоит хоромина дощата, а называют ее церковью. Креста на ней нет. А олтарь с церковью перегорожен… А тутошные люди грузинцы» (Посольство князя Мышецкого и дьяка Ключарева в Кахетию, 1640-1643 / изд. М. Полиевктов (Тифлис 1928) 124). Приблизительно в это же время из Дербента в Восточную Грузию прибыл Эвлиа Челеби. По пути он остановился в Цахури, «Здесь кончился Дагестан, и мы ступили [на землю] Гюрджистана» – заявляет турецкий историк и продолжает: «Первой на границе [расположена] крепость Ордубар. Она находится под властью Персии. Эта крепость оставалась слева, так как я, ничтожный, двигался из владений крепости Шеки. [Сначала мы] прибыли в село Зухуриа. Эта большая деревня, подвластная Тифлисскому хану, находится в Гюрджистане, в пределах владений Теймураз-хана. Ее население составляют грузинские азнауры, армяне и гёк-долаки. Продолжив наш путь, мы прибыли в город Кахети (совр. Ках в Азербайджане). Он находится в Гюрджистане, под властью Персии… Население состоит из армян, гёк-долаков и грузин. Ими правит особый султан» (Эвлия Челеби, Книга путешествия. Вып. 3 (Москва 1983) 127-128).

Go to TOP