Нефть Азербайджана — спаситель государства (Часть 2)

Особо ситуация стала меняться на фоне строительства нефтяного трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Проходящий в районе Гянджи, он находится в непосредственной близости от НКР, что всегда использовалось Азербайджаном как элемент давления. Дескать, армяне вот-вот обстреляют его и будет катастрофа. Планов у армян таких, правда, не было, как и заявлений со стороны Республики Армения, но возможный сценарий никто не отрицал, особенно из международных инвесторов.

В конечном счёте, такие ключевые игроки соглашения, как Россия, Великобритания и США однозначно не заинтересованы экономически в эскалации конфликта до тех пор, пока высасывается нефть с платформы, особенно непосредственно связанная с этими ресурсами Россия через трубопровод Баку-Новороссийск. Это также касается и Грузии, используемой как экономический хаб для Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Супса. В не меньшей степени Азербайджан стал ещё важнее и для самой Турции.

Мало того, международное сообщество закрыло глаза и для внутренней сферы, позволив клану Алиевых-Пашаевых укрепить власть, будучи гарантами соблюдения соглашений и успешности добычи (учитывая, что не столько нефтяные консорциумы, сколько сама властная элита страны являются субъектами сделки). Это обеспечило пелену по отношению к подавлению оппозиции и либеральной демократии (что в других странах Запад воспринимает куда более остро) и к вопросу о проведении современных либеральных реформ в этнических (особенно касаемо лезгин и талышей), правовых и иных сферах. Самое забавное, что без ряда этих реформ невозможно осуществлять часто обещаемую армянам «культурную автономию» в соответствии с современными стандартами.

Понятное дело, что за этим идут определённые минусы. Страна зависит от одной сферы, в которой с 2011 года постепенно снижается объём добычи. Впрочем, азербайджанцы также используют газовые трубопроводы (особенно проект через Туркменистан) как дополнительный фактор, а также золотые месторождения возле границ Арцаха и теперь в самом нём как фактор привлечения доп. инвесторов. Однако диверсификация газом прошла не очень удачно — коррумпированная клановая структура не совсем желает усложнять для себя процессы.

Остальные поля для Азербайджана слабо развиты. Азербайджанское лобби эффективно исключительно в России и также привязано к экономическому фактору. Различные фонды (вроде Фонда Гейдара Алиева) работают в малых полях и не добились серьёзных успехов за пределами малых стран или традиционных партнёров Азербайджана. Высокие технологии даже в нефтяной сфере стране ещё неизвестны. Нефть, таким образом, действительно является опорой национальной идентичности и самым успешным азербайджанским дипломатом в истории.

Вкупе с тем, что сама Армения в своих сферах сделала уступки почти в каждом поле, то неудивительно, почему Азербайджану позволено так много и так часто. Конечно, опора на ресурс говорит лишь об одном — его истощение равнозначно концу интереса. Однако до этого не так уж и близко и к тому времени Азербайджан лишь агрессивнее будет вести себя по отношению к Армении, понимая, что время абсолютной свободы начинает заканчиваться. В конце концов, конечная победа над Арменией вообще и есть финальный успех для них в этом плане.

ИАПС Антитопор

Go to TOP