История удин (Часть 1)

Удины — наследники Кавказской Албании: После дешифровки грузино-албанского палимпсеста в исторической науке окончательно утвердилось давно существовавшее мнение о том, что удины были народом-гегемоном периода Албанского царства с центрами в Кабале (Капалак) и Шаки. Ныне можно определенно констатировать, что именно удинский народ является единственным прямым потомком собственно албанцев-христиан, самоназванием которых стало уди.

По мнению В. Шульце развитие древнеудинского языка и его распад на диалекты имели место на территории, западной границей которой был Тавуш, а восточной – район Кабалы; центральный регион был представлен провинцией Утик с городом Партав; восточный диалект древнеудинского был распространен в районах южных склонов Большого Кавказа (центры – Киш, Вардашен, Кабала), а центральный диалект – в районе Мингечаура (центры – Партав, Каланкатуйк); на западном диалекте древнеудинского («карабахский-арцахский», на котором написана рукопись из монастыря Св. Екатерины на Синае) говорили в районе Гаргар в Карабахе (центры – Халхал, Мец Аранк). В процессе «арменизации» (Утика и Арцаха) часть носителей западного, гаргарско-удинского диалекта древнеудинского («карабахские» удины) была вынуждена покинуть Карабах и переселиться в район села Нидж.

Окончательный ответ на вопрос, какой народ скрывался в интересующую нас эпоху под терминами «hэры», «аранцы» и «шаккийцы», фигурирующими в грузинских, сирийских и арабских источниках, дают сведения автора начала Х в., армянского католикоса (898–924/929 гг.) Йовhаннеса Драсханакертци. Перечисляя соседние с Багратидской Арменией со стороны Кавказских гор народы, после егеров (Лазика-Абхазия) и гугаров (Санария-Кахети) католикос Йовhаннэс прямо называет удинами-утийцами («утэацик’»)

христианское население страны Алуанк’ (царства Шаки-Эрети, т.е. страны Утийцев).

Автор XVII в. Закарий Канакерци в своей «Хронике» упоминает:

«Не[коего] человек[а] из племени алуан, которых ныне зовут удинами», однозначно ставя знак равенства между этими понятиями. Что подтверждает также Католикос (1763–1780) Симеон Ереванци. Следующее дословное упоминание удин содержится уже в «челобитной удийцев к Петру I» от 20 марта 1724 г. на армянском языке: «мы, алуванцы, и по нации утии… [букв. Алуванк’… Утик’ – Г.А.]». Сохранилась также рукопись, посвященная удинскому языку, под любопытным названием: «Начальные основания грамматики на алуанском языке, писанные армянскими буквами»: в ней переписаны около 150 удинских слов, парадигмы склонения имен удинского языка, спряжение глагола, фразеология, предложения и в конце (л. 19) список из 43 слов с переводом на армянский; как видно из названия, и этот автор не видел разницы между удинами и «алуанами», удинским и «алуанским» языками.

Итак, процесс этноконсолидации среди лезгиноязычных албанцев-христиан привел в IХ–Х вв. (на базе религиозной и этнолингвистической общности) к формированию иного, более широкого ареала распространения этноса (народа) под названием «уди-ути-удины», по сравнению с античностью и ранним средневековьем. Этот ареал в указанный период уже в общем совпадает с территорией царства Шаки-Эрети, включая ареал нынешнего расселения лезгин на севере Азербайджана, как в зоне Кахи – Куткашен – Исмаилы (это потомки обращенных в ХV–ХVIII вв. в мусульманство удин), так и в районе Куба – Кусары (по А. Бакиханову, удины / уды жили в Шаки, Ширване и в Кубинском районе).

Go to TOP