Армяно-азербайджанские отношения в свете борьбы Ирана и Израиля

Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что Армения готова признать Карабах территорией Азербайджана. По словам армянского премьера, стороны конфликта должны взять за основу карты Армянской и Азербайджанской республик бывшего СССР: в составе Армянской ССР Карабаха не было.

Азербайджан в ультимативной форме требует от Армении заключения мирного договора на основании признания Нагорного Карабаха частью Азербайджана. Однако существует опасность, что, как только договор будет подписан, Баку моментально предпримет шаги по окончательному поглощению территории Армянского Нагорного Карабаха и этнической чистке его населения. И обоснует эти шаги тем, что это его внутреннее дело, раз Армения признала Карабах частью Азербайджана. Армянская оппозиция опасается, что за этим последует агрессия против Армении, и, сдав Арцах, нынешние власти Армении будут шаг за шагом сдавать и новые территории Республики Армения в границах карт Армянской ССР 1980-х гг.

Азербайджан также требует предоставить ему через территорию Армении экстерриториальный так называемый «Зангезурский коридор» для сухопутной связи со своим анклавом – Нахичеванской автономной республикой. По словам президента Алиева, этот коридор должен объединить Азербайджан с Турцией.

Впрочем, армяно-азербайджанское противостояние не завершится после заключения мирного договора не только по внутриполитическим, но и внешнеполитическим факторам. Свою игру в Закавказье ведут Иран и Израиль. Мирный договор в предлагаемом Баку формате не отвечает геополитическим интересам Ирана, так как в случае предоставления Азербайджану «Зангезурского коридора», возникает прямая угроза полного захвата и отторжения Азербайджаном Сюникской области (Зангезура) Армении и введения туда турецких и азербайджанских войск.

Со своей стороны, Азербайджан активно сотрудничает с Израилем. Это сотрудничество идёт не только по дипломатическим каналам, но и имеет солидную материальную подоплеку: в Азербайджане уже функционируют 140 предприятий из Израиля, причём бизнес-контакты охватывают множество сфер – от сельского хозяйства и управления водным ресурсами (включая выращивание на пустынных землях Азербайджана пшеницы на экспорт) до науки, образования и культуры.

Внутри Израиля неспокойно. Против Нетаньяху действуют силы, заинтересованные в дальнейшей эскалации напряженности в отношениях с Ираном, в том числе знаменитый «Моссад», много лет ведущий против Ирана необъявленную войну. Похоже, Нетаньяху либо должен будет уйти с поста премьера, либо активизировать враждебные действия по отношению к Ирану. Логика геополитического противостояния подталкивает Тегеран к тесному сотрудничеству с Арменией.

Похоже, давление на Ереван оказывает Турция, которая опасается углубления ирано-армянского сотрудничества. Анкара для более эффективного воздействия проводит совместные с Азербайджаном учения в Карсе. При этом Израиль стремится улучшить отношения с Арменией, открывая в Хайфе площадь Геноцида армян. Это не означает, что в Иерусалиме решили сделать ставку на союз с Арменией, главное – не допустить её союза с Ираном. Основную ставку Израиль по-прежнему делает на Баку.

Собственное, какое дело России до ирано-израильского спора? Прямое: резкое ухудшение позиций Ирана в Закавказье грозит и нам потерей своих позиций. Для их укрепления России надо делать ставку на союз с Ираном и возобновление союзнических отношений с Арменией. Только опасность прямого столкновения с Россией может удержать Азербайджан от необдуманных действий по отношении к Ирану. В противном случае мы потеряем наше влияние в регионе: между прочим, армяно-азербайджанские переговоры ведутся фактически без учёта мнения России, что также демонстрирует уровень нашего влияния в регионе.

Go to TOP