Турция и ЕС: примирение невозможно?

Отношения Турции и Евросоюза никогда не были простыми. Турция долго пыталась вступить в ЕС, поскольку значительная часть граждан видела в этом возможность поднять уровень жизни до европейского. Вступление в ЕС было одним из ключевых тезисов предвыборной программы Эрдогана два десятилетия назад. С тех пор многое изменилось и стало ясно, что в 20-е годы это событие столь же далеко от реализации, как и в 2000-е. В ЕС турок видеть не хотят в том числе из цивилизационных соображений – там попросту не считают их своими. Кроме того, масло в огонь подливает постоянно тлеющий конфликт Турции с Грецией. Но в то же время это не означает, что Европа стремится к разрыву с Турцией.

Так, Брюссельский центр европейской политики (EPC) отмечает, что отношения Анкары и Брюсселя уже давно находятся в сложной ситуации и быстрого решения этой проблемы не предвидится. Однако несмотря на то, что Эрдоган – сложный партнёр, ЕС необходимо взаимодействовать с Турцией, поскольку она «становится все более влиятельным игроком» и «стояла плечом к плечу со своими союзниками по НАТО, чтобы поддержать территориальную целостность Украины, осудив вторжение России в Украину. Она поставляла Украине оружие».

В выводах статьи отмечается, что «ЕС должен максимально использовать позицию Анкары при котором она является геостратегическим актором… Для этого требуется стратегическое видение и политическая воля ЕС, включая разработку реалистичной стратегии в отношении Турции, которая может помочь стабилизировать и улучшить отношения. Наиболее эффективным способом улучшения отношений является модернизация Таможенного союза».

Таким образом, ЕС рассматривает конкретные шаги сближения с Турцией. Анкара правильно понимает сигнал с Запада и отвечает тем же. Так, Эрдоган провёл переговоры с греческим премьер-министром К. Мицотакисом. В ходе переговоров глава Турции заявил, что укрепление доверия между народами обеих стран и наличие сильных правительств – это возможность для будущего двусторонних отношений. В случае Турции и Греции за будущее двустороннего взаимодействия отвечают не только правительства и народы, но и амбиции конкретных лидеров и их готовность идти на уступки и искать компромиссы.

Впрочем, у Запада есть и рычаги давления. Так, На турецкую неуступчивость по Швеции Эрдогану ответили «журналистским расследованием» Reuters о коррумпированности его сына Биляля, согласно которому «органы США и Швеции рассматривают жалобу, в которой утверждается, что шведский филиал американской компании обязался выплатить откат в размере десятков миллионов долларов, если сын президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана поможет ей занять доминирующее положение на рынке страны». Эрдогану прозрачно намекают, что может быть не только пряник, но и кнут. К сотрудничеству подталкивает и бедственное положение экономики: турецкая лира опустилась до 25,97 по отношению к доллару США, все возможные антирекорды побиты, сейчас не время враждовать с Западом. Так что активизация сотрудничества ЕС и Турции –  всего лишь вопрос времени.

Нормализация отношений с Западом необходима Турции ещё и потому, что Анкара, по всей видимости, собирается активизироваться на постсоветском пространстве. Полным ходом идёт интеграция турецкой и азербайджанской армий, расширяется культурное и экономическое сотрудничество Турции с тюркскими государствами и российскими регионами. В Турции всё сильнее раздаются голоса, что сегодня Россия слаба как никогда, она вообще больше не великая держава. Это подвигает Анкару к действиям, благо, Запад в этом случае будет на её стороне.

Россия может привести Турцию в чувство при необходимости: за последние два года товарооборот Москвы и Анкары превысил 4 млрд долл. и экономические рычаги давления есть. Весь вопрос в том, насколько мы захотим их использовать, по-прежнему делая вид, что Турция наш союзник и стратегический партнёр.

Go to TOP