Село Хърыцӏ

Хърыцӏаь (хърыцIар) — исчезающий народ лезгинской ветви. Численность по данным Н.Зейдлиц, извлеченным из посемейных списков 1886 года, составляла 7.767 чел. Село Хърыцӏ (русс.Крыз) расположено на высоте 2171,4 м у подножия Белой горы, в селе 30-40 домов, в которых живёт 368 человек, сакли типичные лезгинские располагаются ступенчато и имеют небольшую придомовую территорию, некоторые дома одноэтажные с застеклёнными верандами, но сохранились старинные дома с плоскими земляными крышами, которые состоят из грубого камня и гальки.

Нет дороги, которая ведёт к селу, только конный или пеший доступ. Вокруг ХърыцI живописные места, несколько рек, родников, водопадов, пещер и святых мест. Традиционные занятия хърыцIар — животноводство, земледелие, садоводство. Важные ремёсла — изготовление ковров, паласов, шерстяных узорчатых носков. История хърыцIар не изучена. Впервые топоним ХърыцI упомянут в источнике Х века. ХърыцIар — потомки населения древней Кавказской Албании. Некоторые исследователи считают хърыцIар потомками древних эров (эры исчезнувшая этническая группа в Кавказской Албании).

Земли хърыцIар постепенно захватывались шемахинскими, затем кубинскими, ханами и формально считались включёнными в эти ханства, хотя хърыцIар оставались свободными общинниками и никаких податей никому никогда не платили. Это были отчаянно храбрые горцы, не терпевшие никакой власти над собой. Первое упоминание в русской историографии о крызах датировано началом XVIII века Иоганном Густавом Гербером в своих трудах о Персидском Походе Петра I (1722-1723). 8 января 1806 года земли крыз было формально включено в состав уже Российской империи.

В книге «Списки населенных мест Российской Империи по Кавказскому краю» Н. Зейдлиц пишет: «Крызцы в основном занимались скотоводством, дополняя иногда прибыль от этого вида хозяйство, добычею от грабежа купеческих караванов, направлявшихся от Шемахи в Кубу по кратчайшем горным дорогам, но с 40-х годов они по мало по малу начали отставать от легкого, но не всегда безнаказанного разбойничьего промысла и направлять свои силы на хлебопашество. Для приобретения к тому земель, они вырубали в разных местах Кубинской плоскости леса на значительных пространствах, и заведя там 57 выселков, имеют прекрасные пашни, а в некоторых местах даже шелковичные и фруктовые сады. Теперь они считаются в числе лучших пахарей. Оттуда же „Крызцев описывают народом рослым, красивым, с правильными, нежными чертами лица; женщины очень красивы. Крызцы народ промышленный, развитый, трудолюбивый, но вспыльчивый, обидчивый, и мстительный. Крызцы белокуры.“

Также Н. К. Зейдлиц в своей книге „Списки населенных мест Российской Империи по Кавказскому краю“ разделены три разных этнических групп лезгин: крызы, джекцев и гапутлинцы, информация по ним приведена раздельно.

По данным Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, издававшегося в конце XIX — начале XX веков, крызы составляли 1,1 % населения Кубинского уезда и вне его пределов не встречались. По переписи 1926 года по всему СССР было переписано 5 крызов, которых причислили к джекам. Куда делись 7767 крыза из российских посемейных списков 1886 года в новой социалистической республике остаётся только догадываться. Они были одновременно и не были. По переписи 1959 года в СССР было зафиксировано всего 273 крыза.

Во время Великой Отечественной Войны войны все мужское население ХърыцI, даже подростки и старики, были отправлены на войну. Это несмотря на то, что народ был настолько мал, что участие в любой войне могло привести к его полному исчезновению. Но никого в новой республике это не волновало. Большинство хърыцIар тогда не вернулись из войны, а тех, которые вернулись, власти переселили в низменных отселки или в посёлки смешанного типа.

В разных изданиях пишется о том, что хърыцIар якобы сами переселялись с гор на низменность. Но это совсем не так. Те процессы, что происходили в традиционном лезгинском патриархальном обществе были типичные, если сихилы (тухумы) разрастались, семьи переселялись в окрестности от главных сёл.

Но такое происходило всегда в одной и той же местности, и это не было классическим переселением. Очень сложно добровольно заставить горцев переселяться с высокогорья, с привычным им кристально чистым прохладным воздухом в области с жарким и влажным климатом. У лезгин имелись спокон веков многочисленные пастбища на своей же равнине, куда уходили пасти скот только на летние месяцы и непременно возвращались назад.

На этих пастбищах имелись небольшие отселки для пребывания в летние месяцы, которые нельзя никак было назвать постоянными домами, это были летние домики (уба), отселки для временного пребывания во время перегона скота или на летние месяцы. Горцы высокогорья (не путайте с предгорьями) не могли физически постоянно жить на равнине, это сказывалось на их здоровье и самочувствие. Любое переселение с высокогорных сёл на равнину было исключительно принудительным, а на бумагах выдавалось как «добровольное».

Известно, что даже уход на три летних месяца со скотом на равнинные пастбища плохо сказывалось на здоровье горцев вследствии влияния непривычного климата. Поэтому стоит изучить историю появления многочисленных отселков хърыцIар на равнине ещё в дореволюционное время, которые в советское время вдруг все превратились в места постоянного проживания высокогорного народа, что противоречит их традиционному образу жизни в прошлом и противоречит их истории. На равнине любой горный народ намного легче смешивать и ассимилировать, нежели в горах. Возможно, это есть ответ.

В книге „Списки населенных мест Российской Империи по Кавказскому краю“ есть список крызских отселков конца XIX века. Их 59. Если численность хърыцIар была 7.767, то это совершенно нормально для них были иметь 59 отселка на равнине, где хърыцIар жили во время перегона скота в летние месяцы. Это не было переселением, как выдают в книгах советского периода, так объясняя то, что горный народ, очень малочисленный, живший закрыто, никогда ни с кем не смешивавшийся сотни веков, за какие-то 100 лет оказался полностью переселённым, его смешали с иными народам, численность упала. Народ на грани исчезновения. Большинство потомков переселенцев с высокогорной зоны в настоящее время проживают в 25 селениях Хачмасского района (это бывшие отселки крызских пастухов, куда уже в советское время переселили практически весь народ ХърыцIар , согнали с традиционных мест проживания на равнину, где до настоящего времени проживают выходцы из их горных сёл:

Гаджи газма, Гаджиахмед-оба, Ахмед-оба, Гаджи-Гурбан-оба, Манчар-оба, Шариф-оба, Узун-оба, Мечид-оба, Ятаг-оба, Тиканлы-оба, Наги-оба, Гаджи-Абдулрагим-оба, Сибир-оба, Палчыг-оба, Чинар-тала, Молла-оба, Агаширин-оба, Пиргулу-оба, Гаджимамед-оба, Агаверди-оба, Идрис-оба, Фарзали-оба, Наджаф-оба, Шумагир, Дигах-оба)

Как отмечается исследователями, остатки некогда сильного горного народа ХърыцIар в настоящее время сильно ассимилированы окружающим азербайджанским (тюркоязычным) населением. ХърыцIар на грани полной потери своей этнической идентичности. За последние 1.00 лет ХърыцIар серьёзно этнически дезориентированы. Они не знают ни своей подлинной истории, ни происхождения, ни своей уникальное культуры.

В отличии от Дагестана, где почти всем народам лезгинской группы в Южном Дагестане создана письменность, в школах изучают свой родной язык, есть шанс на самосохранение, у хърыцIар нет никакого шанса на самосохранение. Письменности нет, то есть им не создали в советское время, потому нет даже и начального обучения на родном языке. Школьное обучение ведётся исключительно на азербайджанском языке.

Go to TOP