Как завершение карабахского конфликта меняет Южный Кавказ (Часть 1)

Добиться независимости для карабахских армян Запад не может. Скорее, он рассчитывает сыграть вдолгую. Когда Ереван откажется от Нагорного Карабаха, Россия станет ему не нужна — в том числе из-за накопившегося разочарования. Лишившись роли защитника, Москва, скорее всего, проиграет в соревновании посредников во время послевоенной нормализации.

Война России с Украиной хоть и заслонила своими масштабами другие конфликты на постсоветском пространстве, не сделала их менее острыми. Скорее наоборот — усилила желание воспользоваться исключительными обстоятельствами в свою пользу. Вспыхнувшие в начале сентября боевые действия между Азербайджаном и Арменией — яркий пример такой попытки. Пользуясь тем, что силы Москвы сейчас отвлечены, Баку энергично старается как можно быстрее добиться от Еревана согласия урегулировать карабахский конфликт на азербайджанских условиях. Это рикошетом бьет по авторитету России, угрожая и без того пошатнувшимся позициям Москвы на Кавказе.

Из арбитра в посредники: Пять дней, с 12 по 17 сентября, вдоль границы Армении и Азербайджана продолжались бои — число жертв с обеих сторон достигло нескольких сотен человек. Даже по меркам давней и кровавой истории военных столкновений двух стран — потери огромные. Вдобавок бои открыто идут уже на территории Армении, а мины разрывались в местах, куда прежде война не заглядывала — например, в курортном Джермуке.

Стороны предсказуемо обвинили в нападении друг друга. Но Азербайджан не привел доказательств того, что армянские военные планировали какие-то диверсии, из-за которых Баку начал обстреливать армянское приграничье от Артаниша до Капана. Это объяснимо: реальная причина эскалации — стремление Баку принудить Ереван подписать мирное соглашение на своих условиях, то есть отказаться от Нагорного Карабаха. И пока все выглядит так, что помешать Азербайджану добиться своего уже некому.

Москва в ситуации, когда атакована международно признанная территория Армении, из двух возможных амплуа — посредника и гаранта безопасности — выбрала первое, хотя речь идет уже не о Карабахе. В то время как США, Франция и ряд других стран однозначно осудили агрессию Азербайджана, Россия призвала обе стороны соблюдать прекращение огня.

Go to TOP