Алиев – президент и проблемы с Западом (Часть 1)

9 февраля в Центральной избирательной комиссии Азербайджана озвучили окончательные итоги прошедших двумя днями ранее президентских выборов. Как и предполагалось, набрав более 92 процентов голосов, победил на них действующий глава государства Ильхам Алиев, обеспечив себе уже пятый президентский срок. Явка превысила 76 процентов, причем на некоторых участках наблюдались скопления людей.

В предыдущий раз Алиев был избран президентом Азербайджана на семилетний срок 11 апреля 2018 года. Очевидной целью внезапного объявления внеочередных выборов видится продление власти действующего президента на пике популярности, до того как экзальтация от решения «карабахского вопроса» неизбежно пошла бы на спад под грузом усугубляемых падением доходов от добычи нефти социально-политических проблем, от которых, несмотря на бравурные реляции, Азербайджан (как и любое государство в мире) конечно же не свободен.

Немногочисленные несогласные и правозащитники заявили об имевших место в ходе голосования фальсификациях, отдельные оппозиционные СМИ распространяли даже призванные доказать это видеоматериалы, которые власти поспешили объявить фейками. В частности, учрежденная в начале года «Азербайджанская гражданская коалиция в изгнании» (AZEX) осудила власти Баку за тотальные фальсификации во время президентских выборов, призвав к проведению «новых и справедливых выборов». Критики правящего в прикаспийской стране режима указывают на активное использование административного ресурса для завышения явки, в том числе путем склонения работников бюджетных и частных предприятий к участию в так называемых «каруселях». Все это, по их мнению, было призвано продемонстрировать высокий уровень явки и поддержки действующего главы государства после восстановления территориальной целостности в границах бывшей Азербайджанской ССР. Сам Алиев прибыл в Нагорный Карабах, чтобы проголосовать там, в чем мало кто сомневался.

Весьма симптоматично недовольство правозащитников из AZEX оценкой прошедшего голосования наблюдателями Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, которую те сочли «недостаточно критичной и всеобъемлющей по отношению к имеющимся вопиющим недостаткам в ходе организации и проведения выборов». Сопредседатель коалиции Эмин Гусейнов указал на «непрозрачность» деятельности наблюдательной миссии, не огласившей полный список краткосрочных наблюдателей и то, «представителями каких стран, структур и политических сил они являлись».

Кроме того, они не проявили солидарности со своим коллегой, депутатом швейцарского парламента Ником Гуггером, которого, несмотря на аккредитацию в ЦИК Азербайджана, 4 февраля развернули в бакинском аэропорту, отправив в Стамбул, что стало вполне предсказуемым, так как ранее швейцарец критиковал бакинские власти за «агрессию против Нагорного Карабаха». Кроме того, Гуггер заседает в Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ), членство в которой азербайджанской делегации приостановлено – к слову, по причинам, отнюдь не связанным с Карабахом, как бы кому ни хотелось видеть обратное.

Между тем в своем интервью BBC News Azerbaycan депутат ПАСЕ от Германии, докладчик по Азербайджану Фрэнк Швабе рассказал, что основной причиной негативной для Баку резолюции ПАСЕ стало нежелание Баку разрешить ей наблюдать за февральскими выборами и пообщаться с политическими заключенными. По мнению депутата, Баку позволил ОБСЕ наблюдать за выборами в расчете на то, что отчет этой организации «не будет столь критичным», в то время как Совет Европы был намерен принципиально и критично оценивать февральские выборы. Критикуя ситуацию с правами человека, в то же время в ПАСЕ всегда признавали Карабах частью Азербайджана.

Go to TOP